Продюсер, председатель Союза кинематографистов Бурятии, член Союза кинематографистов России Артём Бурлов и начальник отдела искусств, народного творчества и образования министерства культуры Бурятии Татьяна Дугарова
в программе «Мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ комментируют встречу главы Бурятии с представителями правительства и профессионального сообщества, посвящённую развитию кинематографа в Бурятии, конфликтные ситуации, предшествовавшие этой встрече, степень открытости и прозрачности ежегодного конкурса, направленного на поддержку из республиканского бюджета местного кинопроизводства, и другие темы.
По словам Артёма Булова, впечатления от встречи с главой Бурятии у него позитивные:
«В рамках Союза кинематографистов Бурятии совместно с министерством культуры Республики Бурятия мы к этой встрече долго готовились. На встрече присутствовали Вячеслав Балданович Цыбикжапов, зампред правительства Бурятии по социальному развитию, министр культуры Соелма Баяртуевна Дагаева, специалист отдела народного творчества Юмжан Дашинимаевна Раднаева, директор «Байкальской школы кино» Александр Александрович Цыренов, учредитель нашего Союза кинематографистов, документалист, продюсер Дмитрий Михайлович Ользонов, и я. Состоявшийся разговор, на мой взгляд, даёт нам надежду и повод говорить о том, что кинематограф в ближайшем будущем станет у нас более развит, и, возможно, станет локомотивом для остальных видов искусств».
Татьяна Дугарова поддержала оценку председателя Союза кинематографистов Бурятии:
«Зная стиль работы нашего главы, я думаю, что ситуация была очень деловая, с конкретными вопросами и пожеланиями. Что мне нравится в этой ситуации - ни один руководитель, ни одно учреждение не говорят «нет» - все хотят развивать кинематографию. У нас в Бурятии кино очень активно развивается, мне эта ситуация нравится - молодые ребята берут из собственного кармана условно сто тысяч и снимают кино. Не всегда они бывают профессионалами, но потребность в самовыражении в них присутствует. Хотелось бы поддерживать их в большей степени, но закон о кинематографии был разблокирован совершенно недавно. Мы проводим два конкурса, где люди претендуют на получение финансовой поддержки, но хочется поддержать всех».
Артём Бурлов рассказал о новациях, которые в скором времени появятся в киноотрасли республики:
«Мы просим не денег, а удочку, чтобы ловить рыбу. На встрече с главой Бурятии было принято решение об открытии кинокомиссии Республики Бурятия, и это позволяет нам говорить, что появится какой-то орган, который будет регламентировать работу отрасли. Сделан первый шаг - мы разработаем экономическое обоснование работы кинокомиссии, которая позволит нам приглашать сюда другие кинокомпании, которые смогут потом компенсировать по рибейтам (компенсации части затрат на кинопроизводство компаниям, которые выбрали регион местом для съёмок фильмов – ред.) затраты, понесённые здесь. Мы посчитаем, как это будет сказываться на нашем бюджете и как это пройдёт по налогам для республики».
У Татьяны Дугаровой есть несколько вопросов по поводу создания кинокомиссии:
«Может быть это будет какой-то проектный офис. Артём хочет сказать, что наши отношения выстраивались по принципу отношений министерства культуры Российской Федерации и Фонда кино. Кинокомиссию создать можно, но наши авторы, художники, создатели произведений часто говорят - вам хорошо, чиновники, вы получаете заработную плату, я, как общественный деятель выполняю общественную нагрузку. Должен ли в кинокомиссии её руководитель быть на зарплате – это дополнительное государственное учреждение или независимое? Либо это будет некоммерческая структура с каким-то уставным капиталом? Я думаю, дополнительное государственное учреждение в нынешней ситуации нам никто не позволит создать, а общественное объединение или проектный офис - ради бога!».
Артём Бурлов считает, что создавая кинокомиссию, надо использовать успешный опыт других российских регионов:
«Вчера на рабочем совещании я передал главе папку документов, где подробно описывается, как это всё реализовано в других регионах нашей страны, и большей частью, как показала практика, это всё-таки бюджетные учреждения. И мы же сейчас перешли в Дальневосточный федеральный округ, где существует приморская кинокомиссия, которая была создана одной из самых первых в России. Работает она на азиатский рынок - на гонконгскую, японскую и корейскую кинокомиссии, и на наш российский рынок не ориентирована. Надо посмотреть туда и перенять опыт – нам сам бог велел отрабатывать трансграничное сотрудничество с монголами и китайцами, создавая кинокомиссию по образу и подобию Приморья».
Татьяна Дугарова предложила ещё один вариант возможного развития событий:
«Сейчас есть такое направление государственной политики - передача госуслуг негосударственным структурам, и в этом смысле некоммерческая организация и Союз кинематографистов могли бы вполне выполнять эти функции (кинокомиссии – ред.)».
Артём Бурлов рассказал о причинах двух переносов встречи с Алексеем Цыденовым:
«Три раза накануне анонсированных встреч с главой Бурятии в СМИ появлялись критические публикации обо мне и конфликтах в кинематографической среде Бурятии, что приводило к тому, что две встречи из трёх были перенесены. Третья встреча всё же состоялась, потому что последняя публикация не делила наше киносообщество, а очерняла только меня и мою компанию. Я предполагаю, кто за этим может стоять, но у меня нет никаких доказательств».
Татьяна Дугаров не считает текущее положение дел чем-то из ряда вон выходящим:
«В области искусства это абсолютно нормальная ситуация – кинематографистов и не должен брать мир, потому что они друг другу все конкуренты, они все создают свои произведения искусства, и они все считают, что гениальны. Единственное, что им хочется сказать –ребята, получайте образование и учитесь. Вот Артём молодец, он пошёл учиться на продюсера».
Артём Бурлов высказал претензии к организации конкурса на получение государственных субсидий:
«Чтобы не возникало вопросов по поводу бюджетных средств на поддержку кинематографа, их распределение должно быть прозрачным и открытым для общества. А это, в свою очередь, делает привлекательным желание потом посмотреть этот фильм. Если у нас будет открытый конкурс с открытым обсуждением и с открытыми экспертами, то общество с интересом будет за этим наблюдать. А как происходит это сейчас? Министерство культуры распределяет денежные средства с помощью экспертного совета, члены которого неизвестны никому под предлогом того, что на них будут оказывать давление. Из-за того, что всё это непрозрачно, возникают поводы для постов в Фейсбуке, потом это подхватывают журналисты, телеграм-каналы, и всё прочее».
Татьяна Дугарова не увидела в существующей схеме ничего неправильного, но допустила её возможные изменения в будущем:
«У Артёма своё мнение, у меня своя позиция - государство несёт ответственность за сохранение и развитие кинематографии в Республике Бурятия. Поэтому мы формируем тот порядок, который считаем нужным, поскольку мы уполномоченный орган. Все документы, которые мы готовили по конкурсу, проходят обязательную процедуру согласования в прокуратуре, в минюсте, в государственно-правовом комитете администрации главы и правительства Республики Бурятия. Понятно, что это финансовый вопрос, и Артёму Викторовичу многое не нравится, но мы приглашаем независимых экспертов и не разглашаем их фамилии, потому что на них могут оказать давление – у нас есть такие примеры. По этим финансовым средствам контрольные органы придут нас проверять уже на следующий год, поэтому мы делаем всё максимально открыто, правильно и прозрачно для себя. Возможно, с созданием кинокомиссии эта ситуация будет выглядеть как-то по-другому».
↓